Академик владимир бармин - конструктор стартовых комплексов. Бармин владимир павлович Награды и премии

В дальнейшем академик, главный конструктор наземных средств обеспечения старта ракет.

Бармин Владимир Павлович
В.П. Бармин родился 17 марта 1909 года в Москве, в семье служащего. В 1917 году он поступает в Московское реальное училище, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени. В 1926 году, успешно окончив обе ступени этой школы, Бармин поступает на механический факультет Московского механико-машиностроительного института (в дальнейшем МВТУ имени Н.Э. Баумана), который он окончил в 1930 году по специальности "инженер-механик по холодильным машинам и аппаратам". Бармина направляют работать на московский завод "Котлоаппарат" (с 1931 года завод "Компрессор") инженером-конструктором. В.П. Бармин участвует в проектировании нового, современного компрессора ВП-230. В короткий срок ему удалось выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, организовать изготовление и проведение контрольных испытаний компрессора.
Вскоре В.П. Бармин становится руководителем компрессорной группы КБ завода. В 1933-1935 годах под его руководством были разработаны компрессоры серии ВГ для угольной промышленности, первые отечественные компрессоры: тормозной ТВ-130 для электровозов и вертикальный углекислотный УВ-70/2 для морских судов. В 1935 году КБ поручили задание особой государственной важности - в сжатые сроки спроектировать холодильную установку для охлаждения саркофага в Мавзолее В.И. Ленина . В.П. Барминым был разработан углекислотный компрессор УГ-160 для этой холодильной установки.
Начиная с 1931 года В.П. Бармин ведет по совместительству научную и педагогическую работу в МВТУ имени Н.Э. Баумана, где он читал курс термодинамики и курс "Расчет и конструирование поршневых компрессоров", кроме этого он руководит курсовыми и дипломными проектами.
В конце 1935 года В.П. Бармин, как один из ведущих специалистов в составе группы Главмашпрома был командирован в США для изучения производства и эксплуатации компрессоров и холодильного оборудования. Перед отъездом состоялась встреча с наркомом тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, который дал Бармину личные поручения. Он должен был изучить технологию изготовления бытовых холодильников и выяснить детали процесса получения пищевого прозрачного льда. Этот вопрос интересовал лично товарища Сталина. В мае 1936 года делегация возвратилась в Москву и, по результатам командировки, Бармин представил отчет, в котором подробно изложил состояние производства холодильного оборудования в США.
Обстановка в стране была тревожной. Вскоре почти всех, кто был вместе с Барминым в командировке в США, арестовали. Однажды Бармина вызвали к директору завода, где его ждали сотрудники НКВД. Целый день Бармин просидел на Лубянке, где от него требовали дать показания на руководителя их делегации. Бармин дал ему положительную характеристику и от своих слов не отказался. Его отпустили ночью. Утром Бармина не пустили на завод. Его пропуск был изъят. Потом разобрались и пропуск вернули.
Жизнь продолжалась. В.П. Бармин продолжал работать на заводе в качестве руководителя конструкторской группы КБ и занимался разработкой первых отечественных судовых фреоновых холодильных машин. В конце 1940 года В.М. Бармина назначают главным конструктором завода "Компрессор", однако его планам по дальнейшему развитию холодильной техники не суждено было сбыться.
Великая Отечественная война коренным образом изменила направленность работ В.П. Бармина. 30 июня 1941 года заводу "Компрессор" приказом наркома общего машиностроения была поставлена задача развернуть на заводе серийное производство реактивных снарядов РС-132 (М-13) и пусковых установок для них. Одновременно приказом наркома отдел главного конструктора и СКБ объединялись в СКБ при заводе "Компрессор". Главным конструктором СКБ был назначен А.Г. Костиков - начальник и главный конструктор НИИ-3, где создавались реактивные установки. В.П. Бармин назначается начальником СКБ и заместителем главного конструктора СКБ. С самого начала работы СКБ между Костиковым и Барминым стали возникать крупные разногласия, что коренным образом влияло на выполнения задания по серийному изготовлению пусковых установок. Решением комиссии, под председательством секретаря ЦК ВКП(б) Маленкова, А.Г. Костиков от дальнейшего руководства работами СКБ был отстранен и главным конструктором СКБ при заводе "Компрессор" был назначен В.П. Бармин.
В период Великой Отечественной войны СКБ и заводом под руководством В.П. Бармина было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название "Катюши" , из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота.
С 1946 года В.П. Бармин становится начальником и главным конструктором ГСКБ "Спецмаш" - головного предприятия по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов. В.П. Бармин становится членом Совета главных конструкторов , созданного С.П. Королевым для координации работ по созданию ракетной техники.
Начиная с 1947 года, под руководством В.П. Бармина в короткие сроки были разработаны стартовые комплексы для подготовки и пуска баллистических ракет конструкции С.П. Королева: Р-1, Р-2 (1948-1952 гг.), Р-11, Р-5 и первой стратегической ракеты с ядерным боезарядом Р-5М. В 1957 году были завершены работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник Земли и первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина.
В.П. Бармин вместе со своим коллективом внес огромный вклад в дело создания ракетно-ядерного щита Родины. В 1960-х годах в ГСКБ "Спецмаш" создают шахтные стартовые комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100.
Под руководством Бармина были разработаны и созданы уникальные стартовые комплексы для ракетоносителей УР-500 ("Протон") и многоразовой ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Наряду с конструкторской деятельностью, В.П. Бармин принимал активное участие в подготовке ученых и специалистов высокой квалификации. С 1959 по 1989 гг. он возглавлял кафедру "Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов". В МВТУ им. Н.Э. Баумана В.П. Бармин являлся почетным президентом Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, членом Международной академии астронавтики.
В.П. Бармин скончался в 1993 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Ссылки:
1. Подготовка к первым испытаниям ракет А-4 на полигоне
2. Лунный совет по Н1-Л3 1967 г.
3. 12-й пуск Е-6 к Луне: отказ во время торможения у Луны 1965
4. Недовольство Мишиным в министерстве и ЦК, 1967 г.
5. Очередные дерективы по Луне
6. Устинов приезжает в НПО "Энергия" для решения судьбы Н1
7. Руководство СССР не сконцентрировало силы на полете на Луну
8. Королев в НИИ-88 в ущемленном положении, "разговор" с Устиновым
9. Н1 N5Л: старт и взрыв Н1
10. Хлебников Борис
11. Р-7 Проблема N 3 - сопряжение тяжелой ракеты со стартовым устройством
12. Совещание по программе пусков ракеты-носителя Н1
13. Совместные испытания Р-7, принятие на вооружение
14. Классический пример аварии по причине "возмутительного разгильдяйства"
15. Совет главных по программе Н1-Л3, Келдыш за Марс!
16. Ракета Р-7 (8К71): подготовка к полигонным испытаниям
17. Стартовые установки ракетных комплексов
18. Брежнев вместо Хрущева посетил ОКБ-1, 1964 г.
19. Сессия общего собрания Академии наук - выбирают ракетчиков 1958 г.
20. Е-3 второй пуск: неудача - керосина не хватило
21. Н1 N6Л: пуск и авария 1971 г.
22. Н1 N 3Л: поиск причин аварии: КОРД под подозрением
23. Рудницкий В.А.
24. Черток Борис Евсеевич
25. Государственная комиссия по испытаниям ракеты Р-7
26. "Восток-2" подготовка к полету с Германом Титовым 1961 г
27.


Влади́мир Па́влович Барми́н (4 (17) марта 1909 года , Москва - 17 июля 1993 года , Москва) - советский учёный , конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. Один из основоположников российской космонавтики.

В ГСКБ «Спецмаш» при участии Бармина созданы шахтные комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100. Под его руководством были разработаны и созданы стартовые комплексы для ракет-носителей «Протон» и многоразовой ракетно-космической системы «Энергия -Буран ».

Основатель и первый заведующий кафедрой «Стартовые ракетные комплексы» МГТУ имени Н. Э. Баумана .

Руководил конструкторским бюро по разработке стартовых комплексов (Главный конструктор).

Бармин руководил созданием автоматических грунтозаборных устройств для исследования Луны и Венеры . С помощью одного из них была взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метра и обеспечена доставка его на Землю. С помощью другого был осуществлен забор образцов грунта в трёх точках поверхности Венеры, получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о его химическом составе.

КБ Бармина разработало оставшийся неосуществлённым первый в мире детальный проект лунной базы «Звезда» , шуточно прозванной сотрудниками «Барминградом».

Сын - Игорь Владимирович Бармин (р. 12.01.1943), генеральный директор - генеральный конструктор ФГУП «КБ общего машиностроения им. В. П. Бармина», с ноября 2011 года Президент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского .

Награды и премии

  • Лауреат Ленинской премии ().
  • Четырёхкратный лауреат Государственной премии СССР (1943, 1967, 1977, 1985).
  • Награждён шестью орденами Ленина (1943, 1956, 1959, 1961, 1969, 1979), орденами Октябрьской Революции (1971), орденом Кутузова I степени (16.09.1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1975) и медалями.

Память

См. также

Напишите отзыв о статье "Бармин, Владимир Павлович"

Примечания

Ссылки

Литература

  • - Я. К. Голованов, М: «Наука» , 1994г, - ISBN 5-02-000822-2 ;
  • - Б. Е. Черток , М: «Машиностроение» , 1999г, - ISBN 5-217-02942-0 ;
  • А.И. Осташев , «СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ - ГЕНИЙ ХХ ВЕКА» прижизненные личные воспоминания об академике С.П. КОРОЛЁВЕ - 2010г. М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2 .
  • «Берег Вселенной» - под редакцией Болтенко А.С., г. Киев , 2014г., издательство "Феникс", ISBN 978-966-136-169-9
  • «С.П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» - под редакцией В.А. Лопота , РКК «Энергия» им. С. П. Королёва , 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3

Отрывок, характеризующий Бармин, Владимир Павлович

Во время этого трудного путешествия m lle Bourienne, Десаль и прислуга княжны Марьи были удивлены ее твердостью духа и деятельностью. Она позже всех ложилась, раньше всех вставала, и никакие затруднения не могли остановить ее. Благодаря ее деятельности и энергии, возбуждавшим ее спутников, к концу второй недели они подъезжали к Ярославлю.
В последнее время своего пребывания в Воронеже княжна Марья испытала лучшее счастье в своей жизни. Любовь ее к Ростову уже не мучила, не волновала ее. Любовь эта наполняла всю ее душу, сделалась нераздельною частью ее самой, и она не боролась более против нее. В последнее время княжна Марья убедилась, – хотя она никогда ясно словами определенно не говорила себе этого, – убедилась, что она была любима и любила. В этом она убедилась в последнее свое свидание с Николаем, когда он приехал ей объявить о том, что ее брат был с Ростовыми. Николай ни одним словом не намекнул на то, что теперь (в случае выздоровления князя Андрея) прежние отношения между ним и Наташей могли возобновиться, но княжна Марья видела по его лицу, что он знал и думал это. И, несмотря на то, его отношения к ней – осторожные, нежные и любовные – не только не изменились, но он, казалось, радовался тому, что теперь родство между ним и княжной Марьей позволяло ему свободнее выражать ей свою дружбу любовь, как иногда думала княжна Марья. Княжна Марья знала, что она любила в первый и последний раз в жизни, и чувствовала, что она любима, и была счастлива, спокойна в этом отношении.
Но это счастье одной стороны душевной не только не мешало ей во всей силе чувствовать горе о брате, но, напротив, это душевное спокойствие в одном отношении давало ей большую возможность отдаваться вполне своему чувству к брату. Чувство это было так сильно в первую минуту выезда из Воронежа, что провожавшие ее были уверены, глядя на ее измученное, отчаянное лицо, что она непременно заболеет дорогой; но именно трудности и заботы путешествия, за которые с такою деятельностью взялась княжна Марья, спасли ее на время от ее горя и придали ей силы.
Как и всегда это бывает во время путешествия, княжна Марья думала только об одном путешествии, забывая о том, что было его целью. Но, подъезжая к Ярославлю, когда открылось опять то, что могло предстоять ей, и уже не через много дней, а нынче вечером, волнение княжны Марьи дошло до крайних пределов.
Когда посланный вперед гайдук, чтобы узнать в Ярославле, где стоят Ростовы и в каком положении находится князь Андрей, встретил у заставы большую въезжавшую карету, он ужаснулся, увидав страшно бледное лицо княжны, которое высунулось ему из окна.
– Все узнал, ваше сиятельство: ростовские стоят на площади, в доме купца Бронникова. Недалече, над самой над Волгой, – сказал гайдук.
Княжна Марья испуганно вопросительно смотрела на его лицо, не понимая того, что он говорил ей, не понимая, почему он не отвечал на главный вопрос: что брат? M lle Bourienne сделала этот вопрос за княжну Марью.
– Что князь? – спросила она.
– Их сиятельство с ними в том же доме стоят.
«Стало быть, он жив», – подумала княжна и тихо спросила: что он?
– Люди сказывали, все в том же положении.
Что значило «все в том же положении», княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку, сидевшего перед нею и радовавшегося на город, опустила голову и не поднимала ее до тех пор, пока тяжелая карета, гремя, трясясь и колыхаясь, не остановилась где то. Загремели откидываемые подножки.
Отворились дверцы. Слева была вода – река большая, справа было крыльцо; на крыльце были люди, прислуга и какая то румяная, с большой черной косой, девушка, которая неприятно притворно улыбалась, как показалось княжне Марье (это была Соня). Княжна взбежала по лестнице, притворно улыбавшаяся девушка сказала: – Сюда, сюда! – и княжна очутилась в передней перед старой женщиной с восточным типом лица, которая с растроганным выражением быстро шла ей навстречу. Это была графиня. Она обняла княжну Марью и стала целовать ее.
– Mon enfant! – проговорила она, – je vous aime et vous connais depuis longtemps. [Дитя мое! я вас люблю и знаю давно.]
Несмотря на все свое волнение, княжна Марья поняла, что это была графиня и что надо было ей сказать что нибудь. Она, сама не зная как, проговорила какие то учтивые французские слова, в том же тоне, в котором были те, которые ей говорили, и спросила: что он?
– Доктор говорит, что нет опасности, – сказала графиня, но в то время, как она говорила это, она со вздохом подняла глаза кверху, и в этом жесте было выражение, противоречащее ее словам.
– Где он? Можно его видеть, можно? – спросила княжна.
– Сейчас, княжна, сейчас, мой дружок. Это его сын? – сказала она, обращаясь к Николушке, который входил с Десалем. – Мы все поместимся, дом большой. О, какой прелестный мальчик!
Графиня ввела княжну в гостиную. Соня разговаривала с m lle Bourienne. Графиня ласкала мальчика. Старый граф вошел в комнату, приветствуя княжну. Старый граф чрезвычайно переменился с тех пор, как его последний раз видела княжна. Тогда он был бойкий, веселый, самоуверенный старичок, теперь он казался жалким, затерянным человеком. Он, говоря с княжной, беспрестанно оглядывался, как бы спрашивая у всех, то ли он делает, что надобно. После разорения Москвы и его имения, выбитый из привычной колеи, он, видимо, потерял сознание своего значения и чувствовал, что ему уже нет места в жизни.
Несмотря на то волнение, в котором она находилась, несмотря на одно желание поскорее увидать брата и на досаду за то, что в эту минуту, когда ей одного хочется – увидать его, – ее занимают и притворно хвалят ее племянника, княжна замечала все, что делалось вокруг нее, и чувствовала необходимость на время подчиниться этому новому порядку, в который она вступала. Она знала, что все это необходимо, и ей было это трудно, но она не досадовала на них.
– Это моя племянница, – сказал граф, представляя Соню, – вы не знаете ее, княжна?
Княжна повернулась к ней и, стараясь затушить поднявшееся в ее душе враждебное чувство к этой девушке, поцеловала ее. Но ей становилось тяжело оттого, что настроение всех окружающих было так далеко от того, что было в ее душе.
– Где он? – спросила она еще раз, обращаясь ко всем.
– Он внизу, Наташа с ним, – отвечала Соня, краснея. – Пошли узнать. Вы, я думаю, устали, княжна?
У княжны выступили на глаза слезы досады. Она отвернулась и хотела опять спросить у графини, где пройти к нему, как в дверях послышались легкие, стремительные, как будто веселые шаги. Княжна оглянулась и увидела почти вбегающую Наташу, ту Наташу, которая в то давнишнее свидание в Москве так не понравилась ей.
Но не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг. Она бросилась ей навстречу и, обняв ее, заплакала на ее плече.
Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней.
На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи.
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече.
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату.
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает.
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже.
Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками.
Княжна Марья поняла все.
Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила:
– Но как его рана? Вообще в каком он положении?
– Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа.
Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами.
– Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья.
Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.

Владимир Павлович Бармин (1909 - 1993) - советский учёный, конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. Предлагаем вам ознакомиться со статьёй "Дело жизни академика Бармина" Александра Железнякова, рассказывающей о биографии конструктора. Первоначально текст опубликован в газете "Секретные материалы" (N1, декабрь 2012 г.).

Владимир Павлович Бармин родился 4(17) марта 1909 года в Москве, в семье служащего. В 1917 году он поступил учиться в Московское реальное училище Иванцова, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступеней.
Уже в школьные годы Бармин проявил себя как смышленый и любознательный мальчик. Поэтому в 1926 году, успешно окончив обе ступени школы и стремясь получить высшее техническое образование, он подает заявления о поступлении сразу в три института. Успешно сдает экзамены в два из них - на механический факультет Московcкого механико-машиностроительного института (в дальнейшем МВТУ имени Баумана) и в Ломоносовский институт (Московский механический институт имени Ломоносова, предшественник Московского автомеханического института, ныне - Московский государственный машиностроительный университет).

В первом семестре он посещает лекции в обоих институтах. Как ему это удается, умалчивает. Но Бармин использовал это время для окончательного определения своей дальнейшей инженерной специализации.

Со второго семестра он становится студентом только «Бауманки». В 1930 году блестяще защитил дипломную работу на тему «Пермский городской холодильник», став инженером-механиком по холодильным машинам и аппаратам.
В те годы по окончании высших учебных заведений молодым специалистам вместо дипломов выдавались справки о завершении учебы в институте. С такой справкой Бармин и был направлен на московский завод «Котлоаппарат», занимавшийся производством холодильного оборудования. В 1931 году завод, занимавшийся выпуском громоздких малопроизводительных горизонтальных компрессоров для холодильного оборудования, был переименован в «Компрессор».

Начав свою трудовую биографию на заводе инженером-конструктором, Бармин сразу же включился в деятельность КБ предприятия. Первой его работой стало проектирование нового, современного вертикального компрессора. Молодость, знания, умение работать с людьми позволили молодому инженеру в рекордно короткий срок (всего за полгода) выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, изготовить и провести на заводе контрольные испытания нового компрессора ВП-230. Завод начал переход от производства тихоходных аммиачных горизонтальных к новым быстроходным вертикальным компрессорам.

Впоследствии, уже став Главным конструктором стартовых комплексов для баллистических ракет, Владимир Павлович с удовольствием вспоминал эту свою первую конструкторскую победу. Во многом благодаря этой работе он смог достигнуть тех высот, которые навечно вписали его имя в историю освоения космоса.

Уже через два года руководство завода, удовлетворенное успехами молодого инженера, поручило ему возглавить компрессорную группу конструкторского бюро. В 1930-е под его руководством был разработан ряд мощных воздушных компрессоров серии ВГ для угольной промышленности, первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов, первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов, углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея Ленина и передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации.

Как вспоминали те, кому довелось работать с Владимиром Павловичем, уже тогда стали проявляться основные черты его характера. Он нормально, без обид, воспринимал замечания и критику, делал для себя необходимые выводы. На первом месте у Бармина всегда стояло дело.

В конце 1935 года Бармин в составе группы специалистов Главмашпрома был командирован в США для изучения производства и эксплуатации компрессоров и холодильного оборудования. Помимо общей задачи Владимир Павлович получил два личных поручения от наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Одно из них касалось изучения производства домашних холодильников, которые за рубежом начали широко применяться в быту. А вторым поручением Бармин должен был разобраться в весьма «щекотливом» вопросе: как американцы делают прозрачный лед. У нас при его искусственном производстве он в то время (да и много лет спустя) получался только мутным.

В мае 1936 года делегация возвратилась в Москву, и по результатам командировки Бармин представил обширный отчет. В нем были подробно изложены состояние производства холодильного оборудования в США, преимущества и недостатки изготовляемых компрессоров на различных заводах, а также даны рекомендации, какую продукцию целесообразно приобрести. В нем же было предложено развивать отечественное компрессоростроение и холодильное машиностроение.

Во многом благодаря той информации, которую Бармин привез из Америки, холодильники вошли в наш быт. Под его началом разрабатываются первые отечественные судовые фреоновые холодильные машины 1ФВ, 2ФВ и 4ФВ, а также создается первый отечественный экспериментальный прямодействующий дизель-компрессор.

В конце 1940 года его назначают главным конструктором завода «Компрессор». Те новшества, которые Бармин видел во время командировки в Америку, формируют его взгляды на дальнейшее развитие компрессорной и холодильной техники в нашей стране. Однако большим планам молодого главного не суждено было сбыться - началась Великая Отечественная война, которая коренным образом изменила научную и производственную работу молодого конструктора.

На радикальные изменения повлияло решение, принятое правительством нашей страны буквально за день до начала войны, 21 июня 1941 года. Тогда было подписано постановление о развертывании серийного производства реактивных снарядов PC-132 (или М-13), пусковых установок для них и о начале формирования специализированных воинских частей для их использования. На девятый день войны директор завода «Компрессор» и Бармин, как главный конструктор, были вызваны к наркому общего машиностроения Петру Паршину, где перед ними была поставлена задача полностью перестроить завод, переключив его на серийное производство нового вида вооружения, будущих легендарных катюш.

По сути, именно с этого момента Бармин и стал заниматься стартовыми комплексами, сначала для реактивного, а затем - и ракетного вооружения. И хотя случилось это вынужденно, Владимир Павлович никогда не жалел, что судьба распорядилась так, а не иначе. Вероятно, он бы и на ниве холодильной промышленности стал значимой фигурой. Но вряд ли была бы его биография интересна кому-то, кроме узкого круга специалистов и историков. А вот жизнь и деятельность Бармина-ракетчика интересна многим.

Но вернемся к военным годам.

Одновременно с приказом наркома о перепрофилировании завода «Компрессор» было создано специальное конструкторское бюро (СКБ). Главным конструктором разработок по реактивному вооружению был назначен Андрей Костиков, который одновременно был начальником и главным конструктором НИИ-3 (бывший РНИИ). Начальником СКБ и заместителем главного конструктора был назначен Владимир Бармин.

Пусковые установки, созданные в мастерских РНИИ, были выполнены на кустарном уровне и не могли в таком исполнении быть приняты заводом для серийного изготовления. Требовалась конструктивная переработка многих узлов установки, обеспечивающая возможность применения при серийном производстве иных технологий. Например, сварных или литых элементов конструкций, отработанных серийно выпускаемых комплектующих элементов и так далее. Эта работа и была развернута Барминым в СКБ.

Тогда же между Костиковым и Барминым возникли первые трения, которые в иной ситуации могли бы для Владимира Павловича закончиться весьма печально. Если бы не его правота в принятых решениях. И необходимость того, что он делал для страны.

А суть конфликта состояла в следующем. Костиков, не имеющий знаний и опыта работы на заводах, в штыки встречал любые изменения, предлагавшиеся сотрудниками СКБ. Более того, настойчивость Бармина в какой-то момент стала раздражать главного конструктора. И когда Бармин, после консультации с разработчиками реактивного снаряда и согласования с ответственным представителем наркома, курирующего работу, самостоятельно принял решение переработанные чертежи запустить в производство на «Компрессоре», Костиков написал письмо в Секретариат ЦК ВКП(б) с требованием снять с работы своего заместителя.

В результате решением секретаря ЦК ВКП(б) Георгия Маленкова Костиков от дальнейшего руководства работами СКБ был отстранен и ему было поручено свою работу сосредоточить в НИИ-3. Главным конструктором СКБ при заводе «Компрессор» был назначен Бармин.

Для Владимира Павловича и коллектива вновь созданного КБ начались напряженные дни. При круглосуточной работе в кратчайшие сроки были проведены конструкторская и технологическая переработка документации боевой установки. Уже 23 июля 1941 года завод «Компрессор» по чертежам СКБ изготовил и направил на полигонные испытания первую боевую установку под индексом БМ-13-16. После успешного завершения испытаний эта боевая машина в августе 1941 года была принята на вооружение, а отработанные в СКБ чертежи утверждены для серийного производства. К началу декабря 1941 года в войсковых частях, находящих под Москвой, имелось на вооружении 415 таких установок. В то время, когда противник был на подступах к Москве, в СКБ разработали новую конструкцию 24-зарядной пусковой установки на шасси легких танков Т-40 (Т-60) для реактивных снарядов М-8.

В конце лета 1941 года перед Барминым была поставлена еще одна важная для военного времени задача - в кратчайший срок сконструировать два типа бронепоездов, вооруженных реактивными снарядами М-13 и М-8. Несмотря на казавшиеся непреодолимыми трудности, работа была выполнена, и уже в ноябре 1941 года бронепоезда были выведены на Московскую кольцевую железную дорогу и сыграли важную роль в обороне столицы.

В дальнейшем под руководством Бармина был создан ряд пусковых установок, в том числе и усовершенствованная боевая машина БМ-13Н, которая стала основной многозарядной пусковой установкой Красной армии до конца Великой Отечественной войны.

Всего за годы войны под руководством Бармина было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых установок БМ-13, БМ-8, БМ-8-36, БМ- 8-48, БМ-31-12 и других, из которых 36 типов находились на вооружении. Эти установки монтировались на всех ведах наземных и водных транспортных средств, способных их перевозить, в том числе и на железнодорожных платформах, морских и речных катерах, санях и лыжах. К концу войны на всех фронтах было задействовано около 3000 реактивных установок.
Руководство страны высоко оценило труд СКБ при заводе «Компрессор».

Многие его сотрудники были награждены орденами и медалями. Заслуги Владимира Павловича Бармина были отмечены орденами Ленина, Кутузова I степени, Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы» и «За освобождение Варшавы», ему присвоено звание лауреата Сталинской премии I степени.

Тот опыт, который приобрел Бармин во время работы в СКБ при заводе «Компрессор», оказался крайне необходим в период, когда возникла необходимость ознакомиться к «ракетным наследием» фашистов. Сразу же после капитуляции Германии высшим руководством СССР было принято решение о направлении в советскую зону оккупации нескольких групп советских специалистов для изучения этой техники и средств ее производства. Среди них был и Бармин, получивший по этому случаю воинское звание полковника.

Когда стал ясен масштаб работы, который предстояло выполнить, было решено создать на оккупированной территории ряд институтов, где предполагалось собрать прибывших из СССР специалистов и немецких ракетчиков, готовых сотрудничать с новыми властями. Техническим руководителем одного из таких институтов, получивших название «Берлин», стал Бармин. Под его руководством специалисты занимались поисками и восстановлением технической документации и готовых образцов наземного оборудования немецких ракет "Фау-2", "Вассерфель", "Шметерлинг" и других.

В Германии Бармин познакомился с Сергеем Королевым, Валентином Глушко, Николаем Пилюгиным и другими будущими создателями ракетной техники в нашей стране. Там же они впервые начали взаимодействовать. Эта, казавшаяся тогда временной, кооперация сложилась на долгие годы и дала поразительные по своим историческим последствиям результаты.

13 мая 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР, которым были поставлены задачи создания в стране ракетного вооружения, определены основные организации-исполнители и назначены их руководители. СКБ при заводе «Компрессор» было преобразовано в Государственное союзное конструкторское бюро специального машиностроения (ГСКБ «Спецмаш», с середины 1960-х - Конструкторское бюро общего машиностроения, КБОМ), оно стало головным в стране по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов. Бармин, как начальник и главный конструктор ГСКБ «Спецмаш», стал одним из членов Совета главных конструкторов, возглавляемого Королевым.

Прообразом первого отечественного ракетного комплекса Р-1 стал немецкий «Фау-2», воссоздаваемый в нашей стране с учетом изменения климатических условий эксплуатации и возможностей промышленности страны. Эта работа, помимо выполнения основной задачи, одновременно стала первым этапом освоения новой техники предприятиями промышленности и приобретения опыта эксплуатации этой техники частями Советской армии.

Почти одновременно с работами по зданию наземного оборудования и стартовой позиции для ракеты Р-1 были развернуты работы по созданию наземного оборудования для ракеты Р-2. В 1951 году руководимое Барминым КБ успешно справилось с работой по созданию стартовых комплексов для ракетно-зенитной системы С-25 с ракетами "земля-воздух" В-300. После проведения полигонных и летно-конструкторских испытаний Р-1 в 1950 году и Р-2 в конце 1951 года в составе ракетного комплекса они были приняты на вооружение Советской армии.

С 1947 года под руководством Бармина были разработаны стартовые комплексы для ракет Р-11, Р-5, Р-5М - первой отечественной ракеты с ядерной боеголовкой. За эту работу Владимир Павлович был награжден орденом Ленина и удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Параллельно в КБ Бармина продолжались работы по созданию боевых пусковых установок залпового огня - наследниц катюш. Было разработано десять боевых машин, четыре из которых в послевоенный период приняты на вооружение. От этой темы Бармин «избавился» только в 1956 году, когда объем работ по ракетной тематике стал столь большим, что на другие работы времени и сил уже не оставалось.

В 1957 году были завершены работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. За выполнение этого важного правительственного задания Бармин в числе других главных конструкторов стал лауреатом Ленинской премии. В дальнейшем на базе "семёрки" было создано целое семейство ракет-носителей космического назначения: «Спутник», «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз». С их помощью в космос были запущены первый в мире искусственный спутник Земли, первые лунники, первые автоматические межпланетные станции к Венере и Марсу, первый человек...

В 1960-1980-е годы Бармин участвует в создании как боевых ракетных комплексов, так и стартовых площадок для космических носителей. При его участии были созданы шахтные стартовые комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100. Под его руководством разработаны стартовые комплексы для ракет-носителей «Протон» и многоразовой космической системы «Энергия» - «Буран».

Есть в багаже конструктора Бармина и другие работы, которые остались в летописи освоения космического пространства. Одна из них - создание автоматических установок для работы в условиях планет Солнечной системы и производства неорганических материалов и биологически активных веществ в космосе. Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ Бармина были сконструированы грунтозаборные устройства (ГЗУ). С помощью одного из таких устройств (ГЗУ ЛБ-09) была взята проба лунного фунта с глубины около 2,5 метра без нарушения порядка залегания пород и обеспечена доставка его на Землю (1976 г.). Благодаря использованию ГЗУ ВБ-02 был осуществлен забор образцов грунта в трех точках поверхности Венеры и получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о химическом составе пород Венеры (1982 и 1985 гг.).

Но, пожалуй, самой яркой работой Бармина стал впервые в мире детально проработанный проект долговременной обитаемой базы на Луне. В литературе его часто именуют «Барминградом», хотя в официальных документах он проходит под обозначением «ДЛБ» (Долговременная лунная база), а в ОКБ-1 (заказчиком работ выступал коллектив руководимого Королевым конструкторского бюро) его знали под названием «Звезда».

Предполагалось, что место для будущей базы будет выбрано с использованием автоматических аппаратов. С орбитального спутника Луны будет произведено картографирование участка, затем беспилотная станция возьмет пробы фунта и доставит их на Землю, после этого район будущего строительства обследуют луноходы. По окончании этапа дистанционного изучения предполагаемой территории базы на Луну должна была отправиться экспедиция из четырех человек на "лунном поезде".

"Лунный поезд" предназначался для строительства временного городка, а по его завершении - для "путешествий" по окрестностям. В него должны были входить тягач, жилой вагончик, изотопная энергоустановка мощностью 10 кВт и буровая установка. Ходовая часть у всех этих машин была как у луноходов: каждое колесо имело свой электромотор, благодаря чему отказ одного или даже нескольких из 22 моторов не парализовал общий ход. Для метеорной, тепловой и ультрафиолетовой защиты обитаемых помещений поезда был разработан трехслойный корпус.

Полный вес «лунного поезда» - 8 тонн. Главной задачей экипажа должны были стать геологические исследования: сначала - для подбора участков под городок и космодром, потом - для решения научных вопросов. Для удобства работы образцы фунта можно было собирать манипуляторами, без выхода на поверхность.

«Лунный город» предполагалось построить из девяти модулей, каждый из которых имел собственное предназначение - лабораторный, складской, жилой и прочие. Длина каждого блока - 8,6 метра, диаметр - 3,3 метра, полная масса - 18 тонн. Население «лунного города» - 12 человек.

На заводе блок должен был изготавливаться укороченным, в виде металлической гармошки длиной 4,5 метра - под габариты транспортного корабля. На Луне, на строительной площадке, в гармошку под давлением должен был подаваться воздух, конструкция разъезжалась, и блок подрастал до 8,6 метра.

Опытный образец одного из таких блоков использовался в 1967 году во время эксперимента по годичному пребыванию группы исследователей в замкнутой среде, проводившемуся в Институте медико-биологических проблем.

Программа «Звезда» рассматривалась как продолжение советской пилотируемой Лунной программы. Поэтому, когда специалистам не удалось опередить американцев в лунной гонке и программа была закрыта, свернули и работы по «Барминграду».

До начала 1990-х годов программа хранилась в архивах под грифом «совершенно секретно». Отрицался сам факт ее существования. Впрочем, как и всех других проектов по отправке советского человека на Луну. И лишь в современной России рассказать широкой общественности о «лунном городе» было «разрешено».

Кроме своей основой работы, Владимир Павлович много внимания уделял научной и педагогической деятельности. С 1931 года он преподавал в МВТУ имени Баумана, с 1934 года руководил курсовыми и дипломными проектами, выполняемыми студентами, в 1938 году разработал и читал курс "Расчёт и конструкция поршневых компрессоров". А в 1959 году создал в этом вузе кафедру "Стартовые ракетные комплексы" и в течение 30 лет руководил ею.

В начале 1970-х годов из двух с половиной тысяч человек, работавших в то время у Бармина в КБОМ, около 800 сотрудников были выпускниками этой кафедры.

Автор множества научных трудов, посвященных разработке основ техники высоких давлений и низких температур, а также основ построения сложных машиностроительных комплексов; исследованию электроприводов, компрессорных и холодильных установок; созданию ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. В 1957 году Бармин был избран членом-корреспондентом АН СССР (с 1992 г. - РАН), а в 1966 году стал действительным членом академии.

Владимир Павлович являлся почетным президентом Академии космонавтики имени Циолковского, действительный членом Международной академии астронавтики, почетным президентом Международной ассоциации ученых, инженеров и изобретателей имени Томаса Эдисона.

До последних своих дней Бармин жил в Москве. Скончался он 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем назван астероид основного пояса (22254) Vladbarmin. В городе Байконур есть улица Академика Бармина. В1999 году на пересечении улиц Бармина и Абая была открыта мемориальная доска, а в 2001 году на этом месте разбили сквер, где ему был установлен памятник. А стелу с памятной доской перенесли на пересечение улиц Бармина и Гагарина.

После смерти Владимира Павловича его дело продолжил сын - Игорь, возглавивший КБОМ. Он очень похож на своего отца. Не только внешне, но и отношением к делу, которому служили и служат Бармины.

Барма (барама, брама) - оплечье, ожерелье на торжественной одежде со священными изображениями; их носили в древности духовные сановники и государи. Однако фамилия могла произойти и от прозвища Барма - бормотун, картавый. В таком случае однофамильцы Бармину - Свиблов и Швиблов (от свиблой - шамкающий, косноязычный).
Невер Бармин, митрополичий боярин, значится в документах 1378г.

Версия 2. История происхождения фамилии Бармин

Собор Василия Блаженного в Москве строил архитектор Барма. Ничего более не зная о нем, мы можем догадаться, что он страдал дефектом речи. Ведь ’барма’ означало ’невнятно говорящий, косноязычный’. И сейчас еще в Сибири можно услышать, фразу: ’Барма ты, ниче не поймешь у тебя’. (Ф). В основе - барма. Так называли наплечное украшение священников, надеваемое в торжественных случаях. Однако в диалектах есть и слово барма в значении ’бормотун’, ’картавый’, бармить - ’говорить неразборчиво’. (Н) В ’Ономастиконе’ Веселовского: Барма, Бармины: Барма, крестьянин, 1545 г., Новгород; Невер Бармин, митрополичий боярин, 1378 г.; Конон Бармин, крестьянин, 1502 г., Кострома. Барма - оплечье, ожерелье.

Версия 3

Среди наиболее известных однофамильцев - советский учёный, специалист в области механики и машиностроения, академик АН СССР Владимир Павлович Бармин.

Версия 4

Фамилия Бармин образована от прозвища Барма. В старину в московском диалекте бармой называли бормотуна, картавого человека или того, кто невнятно, неясно говорит. В пермском диалекте слово «барма» означает «вор», а в архаической лексике – «ожерелье на торжественной одежде со священными изображениями». Бармы носили духовные сановники и российские государи. Таким образом, прозвище Барма может указывать на особенности речи основателя рода Барминых (это представляется более вероятным) или его род занятий. Барма, со временем получил фамилию Бармин.

Среди наиболее известных однофамильцев - советский учёный, специалист в области механики и машиностроения, академик АН СССР Владимир Павлович Бармин.

Как пишется фамилия Бармин на английском языке (латиницей)

Barmin

Заполняя документ на английском, следует писать сначала имя, потом отчество латинскими буквами и уже потом фамилию. Написание фамилии Бармин по-английски вам может понадобиться при заявление на загран паспорт, заказе зарубежного отеля, при оформление заказа в английском интернет-магазине и так далее

Ваша версия значения фамилии Бармин

Если вы знаете другую версию значения фамилии Бармин, напишите нам!
И мы ее опубликуем!