Карты речевые для логопеда в логопункте. Речевая карта обследования неговорящего ребёнка
Как Вы знаете, в речевых картах обычно содержатся все задания и место для записи результатов обследования - на нескольких страницах. У нас на работе поток обследуемых в несколько раз больше, чем в образовательных учреждениях, а финансирование на канцтовары неважное. Поэтому от начальства поступила директива: сократить потребление бумаги. Начались поиски. Однако попавшиеся в поле зрения логопедические листы не отвечали в полной мере функциональности и содержательности речевых карт. Передо мной стояла задача: вместить все необходимые сведения по обследованию речи на один лист. Мне это удалось! При использовании этого бланка речевой карты необходимо чёткое знание всех заданий в том или ином блоке, а лучше - наличие хорошо подобранных наглядных материалов ко всем заданиям по возрастам и Ваша безупречная ориентировка в них. На основе речевой карты Нищевой Н.В. с добавлениями заданий из карт других авторов я сделала материалы и схемы обследования речи детей отдельно по возрастам. Это в рамках моей работы намного удобнее представленных в литературе материалов, где, чтобы найти картинки для следующего задания, нужно постоянно пролистывать в альбоме картинки к другим возрастам. Результаты обследования речи детей от 4 до 15 лет вносятся в соответствующие графы. Если по возрасту навык ещё не должен быть сформирован - графа не заполняется. По результатам обследования заполняется бланк описательного логопедического заключения, в котором указана та же последовательность компонентов речевого обследования, что и в речевой карте.
В рамках образовательного учреждения в дополнение к бланку карты понадобится лист анамнеза.
Уверяю Вас, в таком виде документацию удобнее хранить, удобнее ею пользоваться!
Речевая карта
Фамилия, имя ребенка ______________________возраст _______группа/класс__________
Слух________________________________зрение___________________________________
Артикуляционный_____________________________________________________________ аппарат_______________________________________________________________________
Оральный праксис_____________________________________________________________
Дыхание (вне речи и речевое)____________________________________________________
Ритм, темп, интонация__________________________________________________________
Заикание______________________________________________________________________
Звукопроизношение ___________________внятность речи___________________________
А О У Ы Э Я Ё Ю И Е Б БЬ П ПЬ Д ДЬ Т ТЬ Г ГЬ К КЬ Х ХЬ В
ВЬ Ф ФЬ М МЬ Н НЬ Й С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ
Звукослоговая структура слов и фраз : простых _____многозвенных ____сложных______
Фонематические представления: _______________________________________________
Фонематическое восприятие : слухо-зрительная дифференциация слов________________
слухо-произносит. дифференциация оппозиционных звуков в слогах ____в словах______
Звукослоговой анализ и синтез : _________________________________________________
Импрессивная речь :
Пассивный словарь : объём, качество______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Различение : окружающих предметов____________ частей предметов__________________
действий ______________ признаков____________ обобщений________________________
Понимание значений грамматич. изменений : глаголов соверш. вида___________________
ед. – мн. числа существит-х ______________ ед.–мн. числа глаголов___________________
уменьш.-ласкат. форма сущ-х_____________ приставочных глаголов__________________
Понимание логико-грамматических конструкций : обращённой речи ___________________
инструкций: простых соц.-бытовых ________ многозвенных ________сложных _________
предложно-падежных конструкций: простых_______________ сложных________________
простого сравнения________ сложного сравнения ___________инверсии_______________
конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой (в Тв.п.)_______
простых вопросов_____________________ сложных вопросов________________________
близких по структуре предложений_______________________________________________
текста_____________понимание скрытого смысла________ переносного смысла________
Экспрессивная речь :
Активный словарь : объём, качество_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Грамматические процессы :
Образование : прил-х от сущ-х_________________ глаголов соверш. вида______________
сущ-х Им. п. мн. ч. __________________________ приставочн. глаголов _______________
сущ-х мн.ч. в косв. п. или Р.п._________________ относит. прилагат-х ________________
сущ-х в уменьш.-ласкат. форме _______________ притяжат. прилагат-х _______________
детёнышей животных _______________________ качеств. прилагат-х_________________
согласование (в роде, числе и падеже) :
прилагат-х с сущ-ми _________________________глаголов с сущ-ми___________________
сущ-х с числит-ми___________________________ сущ-х с предлогами_________________
Связная речь:
Фраза _______________________________________________________________________
Спонтанная речь_______________________________________________________________
Диалогическая речь____________________________________________________________
Автоматизированная речь: стихи_______ счёт_______ дни недели_______ месяцы_______
Дезавтоматизированная речь: счёт_______ дни недели_______ месяцы_______
Сопряженная речь______________________________________________________________
Отраженная речь_______________________________________________________________
Номинативная речь_____________________________________________________________
Составление фразы: а) по картинке_______________________________________________
б) с заданным словом __________________________________________________________
Монологическая речь :
Выделение причинно-следственных связей:
Виды моноло-гических выска- зываний |
Пересказ |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
Составление рассказа на заданную тему (из опыта) |
Структура текста (части) |
||||
Последователь-ность раскрытия микротем |
||||
Полнота раск-рытия |
||||
Смысловая точность |
||||
Тип фразы, сог-ласование слов |
||||
Использование выразит.средств |
Состояние общей и мелкой моторики ____________________________________________
Оптико-пространственный гнозис и праксис ______________________________________
Письмо: тип латерализации, темп, списывание, самостоятельное письмо, диктант _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Чтение : слов, предложений, текста; темп; чтение про себя; понимание смысла; пересказ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение :__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Логопед:_____________________________________________Дата:____________________
Ниже можно скачать образец бланка речевой карты
(шрифт 12, на 2 страницы размером А4).
Логопедическое заключение.
В ходе логопедического обследования___________________________________(____________г.р.)
было выявлено следующее:
По заключению специалистов:
В строении артикуляционного аппарата:
В состоянии орального праксиса:
В состоянии просодики и динамической стороны речи:
В состоянии звукопроизношения:
В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз:
В состоянии фонематического восприятия:
В состоянии звукослогового анализа и синтеза:
В состоянии импрессивной речи:
* пассивный словарь
* понимание изменений грамматических значений слов
* понимание логико-грамматических конструкций
В состоянии экспрессивной речи:
* активный словарь:
* грамматические процессы:
Словообразование:
Согласование:
* фраза
* монологическая речь:
В состоянии общей и мелкой моторики:
В состоянии оптико-пространственного гнозиса и праксиса:
В состоянии письма:
В состоянии чтения:
Заключение:
Логопед:
Дата:
Ниже можно скачать бланк логопедического заключения в формате А4 (шрифт 12).
Анамнез
1. Фамилия, имя ребёнка___________________________________________________________
2. Дата рождения____________________________________Возраст______________________
3. Посещаемое учреждение, группа, класс____________________________________________
4. ФИО матери, возраст, место работы, должность_____________________________________
5. ФИО отца, возраст, место работы, должность_______________________________________
6. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье______________________
_______________________________________________________________________________
7. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических
заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии_____________________
_______________________________________________________________________________
8. Протекание беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия
химических, физических - особенно облучения - факторов, инфекционных заболеваний –
особенно краснухи, гриппа и др., - токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний,
болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов
угрожающего выкидыша.) 1-я половина_____________________________________________
2-я половина____________________________________________________________________
9. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес.; нормально протекающие, затяжные,
стремительные, обезвоженные и др.; использование стимуляции во время родов, ее характер;
длительность родов)_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
10. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов,
кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой)____________________________________
когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут)__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
наличие врожденных пороков_____________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________________
Когда принесли кормить, как сосал (хорошо, вяло) ________________________________________________________________________________
11. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка
(выписать из медицинской карты). Держит голову с________________
сидит с ________________ ходит с___________________
Перенесённые заболевания до года_________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания от года до 3 лет___________________________________________
_________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания после 3 лет______________________________________________ ________________________________________________________________________________
12. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления__________ лепета__________
характер лепета______________ время появления слов_______ фразовой речи__________________
не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов_____________________________ аграмматизмов_____________________________________ какие звуки долго произносились неправильно_____________________________________________________________________
характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков)
до 4 лет _______________________________после 4 лет _______________________________
производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств,
в течение какого периода, ее результат______________________________________________ _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
13. Данные обследований врачей – специалистов ________________________________________________________________________________ Поделись с коллегой!
Речевая карта обследования
неговорящего ребенка
1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _______________
7. Заключение ПМПК от ______________
8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________________
11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________
Логопед ___________________________________
I . Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II . Изучение слухового восприятия
Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Определение направления неречевого звука __________________________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III . Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
координация ____________________________________________________________________________
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
точность движений _______________________________________________________________________
переключение ___________________________________________________________________________
темп ___________________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV . Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V . Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )
Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI . Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________
______________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
(дифференциация звуков)
VII . Исследование неречевых психических функций
1. Мышление:
Владение доской Сегена __________________________________________________________________
Складывание пирамидки _________________________________________________________________
Классификация _________________________________________________________________________
Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________
2. Счёт:
Прямой механический счёт: ______________________________________________________________
Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________
_______________________________________________________________________________________ _
Называние цифр ____________________________________________________________
3. Оптико-пространственный гнозис :
Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Оптико-пространственный праксис:
Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________
________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________
________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Памятка для логопеда
по заполнению речевой карты
Анамнестические данные
Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
Слух – норма, снижение слуха.
Сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы
Выводы:
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий; Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка); Большинство заданий не выполняется; Не выполнение.
Связная речь
Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.
Пересказ:
Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. ()
Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала в окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты (По)
Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как и Шарик. ()
Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье!» «Правда, отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»
Вместо ответа зайчик только вздохнул. ()
У Вари был Чиж в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу
Пора тебе, чиж, петь.
Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. ()
Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. (По)
Вывод:
- Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание теста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; Пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания; Пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений; Пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; Пересказ даже по вопросам не доступен.
Рассказ по серии картин
Вывод:
- Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов; Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла связности рассказа; Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий. Рассказ недоступен.
Речевая карта
(для школьного логопункта)
1. Фамилия, имя, возраст.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопункта).